Здравствуйте! Мы рады приветствовать Вас!

понедельник, 22 апреля 2019 г.

Как изменится ОГЭ по русскому языку?

На сайте ФИПИ (Федерального института педагогических измерений) 12 апреля появилась
новая демоверсия, которая называется «Перспективная модель измерительных материалов для государственной итоговой аттестации по программе основного общего образования» с пометкой «Для общественно-профессионального обсуждения». Новые КИМы будут введены с 2020 года, так что нынешние девятиклассники могут быть спокойны. Почему и в какую сторону изменится экзамен?

Об изменениях в ОГЭ говорили еще в начале этого учебного года, нас официально предупреждали, что после ЕГЭ возьмутся за экзамен в 9 классе. Вот и выполнили обещание.

Почему необходимо поменять содержание экзамена? Объясняют это тем, что девятиклассники, выпускники 2020 года, - это дети, которые от начала и до конца учились по новому ФГОС, следовательно, и проверять их знания нужно по другой модели.

Как изменится ОГЭ по русскому языку?

Структура в целом останется прежней: сжатое изложение, сочинение-рассуждение на одну из трех предложенных тем и тест. В содержании изложения и сочинения изменений нет. А вот тестовая часть серьезно переработана. Вместо 13 заданий теперь 7.

Из прежнего ОГЭ остались задания на замену словосочетания одного вида другим, анализ средств выразительности, понимание содержания текста. По-другому сформулированы задания на написание одной и двух Н в разных частях речи (теперь их надо будет найти не в тексте, а выбрать среди предложенных вариантов), на подбор синонимов (теперь синонимы к предложенному слову надо найти в тексте). Эти задания особой тревоги не вызывают.

Большее недоумение вызывают задания 3 и 5.

Задание 3 предполагает пунктуационный анализ предложения и расстановку знаков препинания. Если в ЕГЭ этой теме отведено несколько разных заданий, за каждое из которых ученик получает 1 балл, то в демоверсии ОГЭ все трудные пунктуационные темы объединены в одно задание. Для анализа дано одно большое, очень трудное предложение, насыщенное пунктограммами. Ребенок должен применить умения расставлять знаки препинания и в сложном предложении, и при обособленных членах, и при однородных членах. В нынешнем, еще действующем, ОГЭ заданий на расстановку знаков препинания не было вообще. Это было, конечно, неправильно. Но, скажу сразу, что расставить запятые в подобных предложениях под силу не всякому одиннадцатикласснику. Что уж говорить о девятикласснике! Тем более, все мы знаем, какой контингент мы выпускаем из основной школы. Даже ученик, имеющий твердую «три», с ним не справится. А те, у кого «три пишем – два в уме»? Это заведомый провал для слабых детей.

Задание 5 предполагает синтаксический анализ текста и нахождение грамматических основ. В нынешнем ОГЭ было два задания на нахождение грамматических основ. Одно требовало найти основу в конкретном предложении, второе – указать количество основ также в указанном предложении из текста. Теперь для анализа будет предложен текст с достаточно непростыми по составу грамматическими основами. Здесь и неполные предложения, и подлежащие, выраженные словосочетаниями. Осложнены предложения приложениями, которые легко спутать с подлежащими. Кроме того, сама формулировка не совсем ясна: «Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основав одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов». Далее даны пять вариантов ответов. Если честно, я сама долго разбиралась, что требуется сделать. Оказывается, необходимо проанализировать все основы предложений, а из вариантов выбрать те, которые встречаются в каких-то из предложений текста. На мой взгляд, это очень заморочено. Задания в 9 классе должны быть прозрачнее и проверять базу, а не повышенную сложность. А такие грамматические основы все-таки сложны для обычного школьника.

В демоверсии прописаны критерии оценивания сжатого изложения и сочинения. Видимых изменений я там не обнаружила. Максимальное количество балов за изложение – 7, за сочинение – 9, за грамотность – 10. Все так же, так и было. Максимальный балл за всю работу – 33. Делаем простые математические вычисления. От 33 отнимаем (7+9+10), получается 7. Это значит, что за каждое тестовое задание ребенок получает 1 балл, даже за те, о которых я писала выше. Одна неверно поставленная запятая – минус балл от всей работы.

При этом в ОГЭ практически совсем нет заданий на орфографию (кроме одной и двух Н), хотя существенное время в основной школе мы уделяем разным орфографическим правилам. Видимо, правописание проверяется только в изложении и сочинении. Тогда почему такое внимание к пунктуации? Почему нельзя разбить это задание на несколько – для разных пунктограмм? Для чего даны эти задания на словосочетание и синонимы? Что они, в принципе, проверяют? И почему из всей темы «Лексика» выбраны именно синонимы?

На мой взгляд, если принципы и подходы к подбору и формулировке заданий в ЕГЭ как-то понятны, то вот с ОГЭ – сплошные неясности. Ясно только одно – максимальные баллы на ОГЭ-2020 получат очень немногие, а вот количество двоек, мне кажется, увеличится.


Другие статьи о школе, образовании и воспитании читайте на канале "REALITY ШКОЛА":
https://zen.yandex.ru/profile/editor/id/5c33637b2fe7ad00aa0774b0

Комментариев нет:

Отправить комментарий