Здравствуйте! Мы рады приветствовать Вас!

воскресенье, 8 декабря 2019 г.

Очная конференция проекта " Региональные особенности русской речи" в г. Барнаул


27-29 ноября 2019 года команда «Волжане" МБУ " Школа № 88" г. Тольятти под руководством учителя русского языка и литературы Сидоровой Т.В. принимала участие в очной конференции проекта " Региональные особенности русской речи" в  г. Барнаул (Алтайский край).
Ребята отлично выступили на конференции, рассказав о своей работе. Команда «Волжане» собрала и описала более 200 региональных слов и выражений и нанесла метки со словами на карту Самарской области. Ребята проделали за 2 месяца огромную работу и вошли в пятерку лидеров проекта. Поездка на Алтай стала прекрасным подарком для наших ребят и навсегда останется в сердце!
«Команда, умеющая впечатлять,» - так сказали о нас участники проекта!
Мы очень рады за нашу команду и желаем дальнейших побед!










О проекте
Осенью 2019 года школьники из всех федеральных округов в составе двухсот команд исследовали особенности речи своих сверстников, родителей и поколения бабушек и дедушек в рамках исследовательского проекта «Региональные особенности русской речи». Государственным заказчиком проекта выступило Министерство просвещения Российской Федерации, а оператором – некоммерческая организация «Центр современных образовательных технологий».
Участниками проекта записано около трёх тысяч региональных слов, входящих в различные региональные варианты русского языка. Фактически благодаря проекту можно узнать много нового о современной живой лексике целого ряда региональных вариантов русского языка.
Ещё выдающийся русский лингвист девятнадцатого века И.И.Срезневский призывал «изучать русский язык в географической проекции». За небольшой проектный срок, силами школьников в этом направлении сделан достаточно крупный шаг.
Записанная лексика включает:
-  местные неологизмы – новые образования, например, филка «пятьсот рублей, от фиолетовый» (Тольятти), лимониться «делать медленно» (Петрозаводск), малебуйка «жевательная резинка» (Саратовская обл.), грантовод  «водитель машины Лада Гранта» (Тольятти);
- слова, развившие новое значение: курмыши «захолустье» (Самара, Тольятти), ваучер «использованная пластиковая бутылка» (Тольятти), фильдеперсовый «красивый» (Саратовская обл.);
- весьма богато представленное в современной городской речи диалектное наследие: процведать «пробовать» (Самарская обл.),  гомонок «кошелек» (Кировская, Самарская обл., Алтайский край, Красноярск),  воспелегивать «воспитывать» (Псковская область), шошь «сброд» (Котельнич Кировской обл.) и пр.;
- слова, являющиеся в современном русском языке архаизмами или полностью забытые: батог «палка», буди «может быть», солодкие «сладкие», губы, губница «грибы, грибной суп»;
- топонимы, представляющие собой новые неформальные образования, называющие различные городские районы, площади и пр.
Большую ценность имеют живые, актуальные контексты, сопровождающие записи лексики.
Самыми активными участниками проекта стали команды из Тольятти, Балашова, Кирова, Петрозаводска и Пскова, а по числу исследовательских команд в лидеры вышли Саратовская и Кировская области, Алтайский и Приморский края, Карелия, Архангельская и Владимирская области, Пермский край, Псковская область, Краснодарский край, Новосибирская область, Самарская и Свердловская области.
Итогом работы команд стала конференция на Алтае с участием команд –лидеров и экспертов проекта. В рамках конференции участники представили результаты своей исследовательской работы, приняли участие в открытых лекциях экспертов проекта, посетили музей Василия Макаровича Шукшина в селе Сростки.
Результаты работы могут быть использованы в научной работе по различным направлениям лингвистики. Они демонстрируют современные тенденции словообразования, в частности, образования топонимов, объясняют этимологию многих слов, обогащают направления лингвистики, изучающие региональную вариативность русского языка.
#ШколаБесконечныхВозможностей #образование #Тольятти #Школа88

1 комментарий:

  1. "Волжане"! Мы гордимся вами! Респект Сидоровой Тане! Команде было очень сложно! Но... "невозможное возможно"!

    ОтветитьУдалить