27-29 ноября 2019 года
команда «Волжане" МБУ " Школа № 88" г. Тольятти под руководством
учителя русского языка и литературы Сидоровой Т.В. принимала участие в очной
конференции проекта " Региональные особенности русской речи" в
г. Барнаул (Алтайский край).
Ребята отлично
выступили на конференции, рассказав о своей работе. Команда «Волжане» собрала и
описала более 200 региональных слов и выражений и нанесла метки со словами на
карту Самарской области. Ребята проделали за 2 месяца огромную работу и вошли в
пятерку лидеров проекта. Поездка на Алтай стала прекрасным подарком для наших
ребят и навсегда останется в сердце!
«Команда, умеющая
впечатлять,» - так сказали о нас участники проекта!
Мы очень рады за нашу
команду и желаем дальнейших побед!
О проекте
Осенью 2019 года школьники из всех федеральных
округов в составе двухсот команд исследовали особенности речи своих
сверстников, родителей и поколения бабушек и дедушек в рамках
исследовательского проекта «Региональные особенности русской речи».
Государственным заказчиком проекта выступило Министерство просвещения
Российской Федерации, а оператором – некоммерческая организация «Центр
современных образовательных технологий».
Участниками проекта записано около трёх тысяч
региональных слов, входящих в различные региональные варианты русского языка.
Фактически благодаря проекту можно узнать много нового о современной живой
лексике целого ряда региональных вариантов русского языка.
Ещё выдающийся русский лингвист девятнадцатого века
И.И.Срезневский призывал «изучать русский язык в географической проекции». За
небольшой проектный срок, силами школьников в этом направлении сделан
достаточно крупный шаг.
Записанная лексика включает:
- местные
неологизмы – новые образования, например, филка
«пятьсот рублей, от фиолетовый»
(Тольятти), лимониться «делать медленно» (Петрозаводск), малебуйка
«жевательная резинка» (Саратовская обл.), грантовод
«водитель машины Лада Гранта»
(Тольятти);
- слова, развившие
новое значение: курмыши «захолустье»
(Самара, Тольятти), ваучер
«использованная пластиковая бутылка» (Тольятти), фильдеперсовый «красивый» (Саратовская обл.);
- весьма богато
представленное в современной городской речи диалектное наследие: процведать «пробовать» (Самарская обл.),
гомонок «кошелек» (Кировская, Самарская обл., Алтайский край,
Красноярск), воспелегивать «воспитывать» (Псковская область), шошь «сброд» (Котельнич Кировской обл.) и пр.;
- слова, являющиеся в
современном русском языке архаизмами или полностью забытые: батог
«палка», буди «может быть», солодкие «сладкие», губы, губница «грибы, грибной суп»;
- топонимы, представляющие собой новые неформальные
образования, называющие различные городские районы, площади и пр.
Большую ценность имеют
живые, актуальные контексты, сопровождающие записи лексики.
Самыми активными
участниками проекта стали команды из Тольятти, Балашова, Кирова, Петрозаводска
и Пскова, а по числу исследовательских команд в лидеры вышли Саратовская и
Кировская области, Алтайский и Приморский края, Карелия, Архангельская и
Владимирская области, Пермский край, Псковская область, Краснодарский край,
Новосибирская область, Самарская и Свердловская области.
Итогом работы команд
стала конференция на Алтае с участием команд –лидеров и экспертов проекта. В
рамках конференции участники представили результаты своей исследовательской
работы, приняли участие в открытых лекциях экспертов проекта, посетили музей
Василия Макаровича Шукшина в селе Сростки.
Результаты работы могут быть использованы в научной
работе по различным направлениям лингвистики. Они демонстрируют современные
тенденции словообразования, в частности, образования топонимов, объясняют
этимологию многих слов, обогащают направления лингвистики, изучающие
региональную вариативность русского языка.
#ШколаБесконечныхВозможностей #образование #Тольятти #Школа88
"Волжане"! Мы гордимся вами! Респект Сидоровой Тане! Команде было очень сложно! Но... "невозможное возможно"!
ОтветитьУдалить