Здравствуйте! Мы рады приветствовать Вас!

понедельник, 10 сентября 2018 г.

Всероссийская универсиада по русскому языку «Великий, могучий»

Источник
Общероссийская общественная организация
«Ассоциация учителей литературы и русского языка»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский педагогический государственный университет»

К 200-летию со дня рождения И. С. Тургенева посвящается

...ты один мне поддержка и опора,
о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!
И. С.Тургенев

ПОЛОЖЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ ВСЕРОССИЙСКОЙ УНИВЕРСИАДЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «ВЕЛИКИЙ, МОГУЧИЙ»
I. Общие положения
Русский язык в вузах и колледжах не только учебный предмет, но и один из основных инструментов формирования общепрофессиональных и профессиональных компетенций студентов, ценностных установок личности. Однако, в настоящее время наблюдаются тревожные тенденции, которые так или иначе связаны с уровнем владения русским языком как инструментом и средством обучения на уровне профессионального образования. Среди тревожных симптомов отметим:
– падение культуры речевого поведения в студенческой среде;
– снижение уровня мотивации к изучению русского языка как языка профессиональной деятельности и профессионального общения, средства межнационального и международного диалога;
– неэффективность использования традиционных и ограниченность использования инновационных технологий в изучении, преподавании и продвижении русского языка на ступени профессионального обучения в вузах и колледжах;
– недостаточный учет современной лингводидактикой вызовов в области изучения, преподавания и продвижения русского языка в условиях информационной цивилизации, активным развитием русскоязычного Интернета и переходом на дистанционные формы обучения;
– неразвитость дистанционных форм обучения на русском языке;
– невысокая языковая и методическая культура словесников;
– низкий уровень развития коммуникативных компетенций в профессиональном общении студентов на русском языке в процессе обучения в колледже и вузе;
– несформированность качественного образовательного контента, ориентированного на изучение, преподавание и профессиональное общения в процессе обучения и первых шагах профессиональной деятельности выпускников вузов, колледжей и молодых педагогов на русском языке и др.
С целью решения обозначенных проблем Общероссийская общественная организация «Ассоциация учителей литературы и русского языка» совместно с Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Московский педагогический государственный университет» проводит Всероссийскую Универсиаду на русском языке «Великий, могучий» в рамках осуществления мероприятий по реализации подпрограммы «Развитие и распространение русского языка как основы гражданской самоидентичности и языка международного диалога («Русский язык») государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», федеральной целевой программы «Русский язык» на 2016-2020 годы и Указа Президента РФ «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года».
Универсиада по русскому языку – это образовательная и творческая площадка, на которой участники получают возможность совершенствовать коммуникативные компетенции по русскому языку в живом общении, демонстрировать свои таланты, обмениваться мнениями и находить единомышленников. Универсиада оказывает содействие формированию положительного имиджа Российской Федерации за рубежом как демократического государства, гарантирующего удовлетворение этнокультурных потребностей граждан на основе многовековых российских традиций гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений, способствует продвижению российского образования и русского языка как одного из мировых языков.
Универсиада приурочена к 200-летию со дня рождения И.С. Тургенева.

II. Цель, задачи проведения Универсиады
Цель проведения Универсиады состоит в выявлении и поддержке талантливой молодёжи, развитие её творческого потенциала на основе создания интеллектуальной среды, способствующей сознательному отношению к изучению русского языка и культурного наследия России в соответствии со стратегией профессионального выбора и профессионального развития .
Задачи проведения Универсиады:
– изучение состояния русскоязычной образовательной среды на ступени высшего и среднего образования профессионального образования дополнительного профессионального образования;
– анализ неиспользованных ресурсов и возможностей для повышения качества русскоязычной образовательной среды в виртуальном и реальном предъявлении на ступени профессионального обучения в вузе и колледже, системе дополнительного профессионального образования, инструментов и технологий поддержки качества этой среды, направленной на повышение речевой культуры, достижение необходимого уровня владения русским языком для получения профессии и профессиональной деятельности молодых специалистов, поддержка и продвижение русского языка как основы формирования российской самоидентичности (русский как родной), культурного и образовательного единства многонациональной России (русский как язык межнационального общения, государственный язык Российской Федерации), эффективного международного диалога (русский как иностранный, язык международного общения, один из мировых языков) в области профессионального образования всех уровней;
– формирование познавательной активности обучающейся молодежи в области изучения и популяризации русского языка;
– мониторинг инновационных образовательных технологий, используемых молодыми преподавателями в студенческой аудитории для повышения мотивации изучения русского языка как родного, неродного и иностранного;
– привлечение внимания образовательных и просветительских организаций, органов государственной власти и социальных институтов, лидеров студенческих объединений и общественных деятелей к необходимости продвижения идей лингвистических Универсиад в России, в ближнем и дальнем зарубежье с целью популяризации русского языка и культуры России, создания привлекательного имиджа страны;
– активизация и развитие сложившихся и установление новых связей (образовательных, творческих) с образовательными организациями, студенческими активами, изучающими и пропагандирующими русский язык и культуру многонациональной России как на территории России, так и за её пределами.
Целевая аудитория Универсиады — студенты (учащиеся колледжей и вузов (бакалавры, магистры, аспиранты) и молодые учителя и преподаватели русского языка в организациях общего, среднего и высшего профессионального образования, организациях дополнительного образования в возрасте (до 30 лет, без ученой степени) российских и зарубежных образовательных организаций (вузы, колледжи институты послевузовского образования и организаций дополнительного образования).
Универсиада — это демонстрация образовательных и научных достижений в области изучения, продвижения и популяризации русского языка как национального и культурного достояния России, основы российской словесной культуры, объединяющей образовательное и культурное пространство Русского мира, обеспечивающего сохранение и трансляцию культурного кода России. Значимость Универсиады «Великий, могучий» заключается прежде всего в том, что она позволяет утвердить в сознании россиян и мирового сообщества представления о русском языке как средстве укрепления национальной самоидентификации, привлечь внимание общественности к роли русского языка в формировании и укреплении общероссийской идентичности, обеспечении непрерывности многовековой культурной традиции, закрепленной в русском слове.

III. Этапы проведения олимпиады
Универсиада проходит в два этапа.
1-й ЭТАП (отборочный, дистаницонный) проходит в заочной форме с использованием дистанционных образовательных технологий – Интернет-тур Универсиады.
Сроки проведения 1 этапа: 15 сентября — 15 октября 2018 года.
Отборочный этап проходит в дистанционном формате и предполагает обязательное выполнение участниками конкурсных заданий по одной из 5 номинаций Универсиады (см. Приложение № 1). Обязательным является выполнение одного из заданий (по выбору) первой номинации Универсиады. Выбор числа номинаций для одного участника Универсиады (в том числе коллективного) может варьироваться от 1 до 5.
Выполненные задания оценивает экспертная комиссия.
2-й ЭТАП Универсиады (очный тур) включает проведение конкурсов для победителей дистанционного тура, подведение итогов; проведение дискуссионных площадок по вопросам социально-общественной и научно-педагогической значимости изучения русского языка с привлечением известных ученых-русистов и методистов; организацию выставок и мастер-классов с участием творческих педагогов, а также ключевое событие «О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!», завершающее Универсиаду в день рождения И. С. Тургенева.
Очный тур Универсиады пройдет 5–7 ноября 2018 г. в Москве.
Номинация I «От аза до ижицы: конкурс знатоков русского языка»
Категории участников: студенты колледжей и вузов, заинтересованные в изучении русского языка, молодые преподаватели.
Участники Универсиады должны выбрать пакет заданий по одному из трех направлений:
«История языка»
«Современный русский язык»
«Русский язык как иностранный (русский язык глазами иностранца)»
При выполнении заданий участники должны продемонстрировать знание орфографических, пунктуационных, лексических, морфологических, синтаксических норм русского языка, умения осуществлять эффективную коммуникацию на русском языке для решения задач профессиональной деятельности, создавая тексты разных жанров и стилей, показав знакомство с историей, развитием и современным состоянием русского языка, владение сведениями в области языкознания и представлениями о месте русского языка в кругу других языков, лексическом и стилистическом богатстве и разнообразии русского языка в разные периоды его эволюции.
Номинация II «Педагогическая мастерская»
На конкурс представляются инновационные методические разработки занятий по русскому языку, в том числе по русскому языку как родному и иностранному.
Категории участников: молодые педагоги общеобразовательных организаций, преподаватели вузов и колледжей, образовательных организаций послевузовского и дополнительного образования.
Конкурс предоставляет возможность преподавателям русского языка проявить себя в создании инновационных методических материалов, позволяющих по-новому организовать процесс обучения русскому языку в студенческой и школьной аудитории с использование традиционных и инновационных педагогических технологиями (модульное обучение, проблемное обучение, метапредметная интеграция, кейс-технологии, информационно-коммуникационные технологии и др.)
Номинация III «Шагни в мир науки»
Конкурс научных и социологических исследований на тему «Живой как жизнь».
Категории участников: студенты и преподаватели, учителя русского языка, в том числе изучающие и преподающие русский язык как неродной и иностранный.
На конкурс представляются статьи, результатов социологических исследований, подготовленных к публикации по проблемам русистики и лингвокультурологии, компаративистики, отражающие специфику русского языка как общенационального достояния, средства обогащения и развития культур народов Российской Федерации, основы для диалога с Русским миром, изучающих русский язык и культуру России в странах ближнего и дальнего зарубежья.
Направления исследований охватывают проблемы современного состояния русского языка и аспектов его истории, которые связаны с теми или иными социокультурными изменениями.
Номинация IV «Русистика в именах»
Задания могут выполняться всеми участниками Универсиады. Номинация предполагает создание участниками научно-популярных статей, эссе, видео-материалов и тv-сюжетов, отражающих достижения российских и зарубежных русистов, рассказывающих о тех, кто повлиял на пробуждение интереса к изучению русского языка и культуры России, выбор профессии, связанной с использованием русского языка.
Номинация V
Социальная реклама «Экология языка»
Категория участников: студенты и преподаватели колледжей и вузов.
Конкурс социальной рекламы «Экология языка» предполагает индивидуальное и коллективное участие, создание рекламного продукта (видеоролики, плакаты, растяжки, листовки, календари и др. виды рекламной продукции, ориентированной на популяризацию русского языка, повышение уровня культуры речи, продвижение научно-популярных изданий и справочно-энциклопедической литературы по русскому языку и др.)
Задания Универсиады (дистанционный тур) и категории участников см. в Приложении № 1.
Требования к оформлению работ дистанционного тура и критерии их оценивания см. в Приложении № 2.
Образец оформления титульного листа см. в Приложении № 3.
Конкурсные работы проходят обязательную проверку на антиплагиат. Оригинальность текста должна составлять не менее 80%.

IV. Регламент проведения Универсиады
Оформленную в соответствии с требованиями работу (см. Приложения № 1, 2, 3) необходимо отправить не позднее 15 октября 2018 года на почтовый адрес: velikijmoguchij.18@bk.ru.
Работы, не соответствующие требованиям, на конкурс не принимаются. Оценивание конкурсных работ не комментируется, рецензии на конкурсные работы авторам не высылаются.
Участники Универсиады своим участием в конкурсах подтверждают согласие на публикацию ФИО авторов в составе списков победителей, а также на публикацию присланных работ (с указанием авторства) на сайтах организаций, проводящих мероприятие.
Руководители номинаций – известные российские ученые – по результатам экспертизы присланных работ составляют список участников, вышедших во второй (очный) тур Универсиады «Великий, могучий» (победителей дистанционного тура), который будет опубликован на сайтах Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка» и Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский педагогический государственный университет» не позднее 1 ноября 2018 года.
Участники, чьи работы получат наибольшее количество баллов по результатам экспертной оценки, будут приглашены на очный тур Универсиады (5-7 ноября 2018 г.) в Москве. Информация, необходимая для победителей дистанционного тура, будет сообщена дополнительно. 

V. Информационное сопровождение проекта на сайтах:
Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка» http://uchitel-slovesnik.ru/;
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский педагогический государственный университет» http://mpgu.su/.

Комментариев нет:

Отправить комментарий